Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей.
С 2017 года этот пробел образовательной программы школы устранен – интегрировано введены уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости. О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны?
Современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.
При формировании финансовой и социальной грамотности в школе применяются формы проведения мероприятий:
· проектная деятельность (разработка социального проекта, проведения ярмарок: представление товара, сделанного своими руками, обсуждение цен на товары, оформление места проведения мероприятия, культурная программа, сопровождающая мероприятие, уборка после проведения ярмарки);
· внеурочная деятельность (учащиеся наблюдают, работают над проектами, учатся выполнять различные социальные роли, учатся решать проблемы, приобретают практические навыки для применения их в жизненных ситуациях);
· интеграция в урочную деятельность (решение задач, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, учащиеся учатся теоретически решать финансовые проблемы на уроках литературы, математики, информатики, истории, обществознания используются элементы финансовой грамотности и социальной компетентности учащихся);
· внеклассная работа (классные часы, просветительские родительские собрания викторины, деловые игры, командные игры-путешествия, рубрики в школьной газете, конкурсы рисунков и поделок из вторсырья);
Учебная программа по финансовой грамотности в 2-4 классах
Методические рекомендации для учителя по финансовой грамотности в 2-4 классах
Учебная программа по финансовой грамотности в 5-7 классах
Методические рекомендации для учителя по финансовой грамотности в 5-7 классах
Материалы по финансовой грамотности для родителей 5-7 классов
Презентация "Личный финансовый план" Сбербанка России
Презентация "Банковский вклад" Сбербанка России
Презентация "Зачем быть грамотным?" Сбербанка России
КИМ по финансовой грамотности для 5-7 классов
Формирование основ финансовой грамотности у детей и подростков (сборник методических разработок)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"